Родителям о конфликтах в семье и не только



Я предлагаю вам к прочтению одну из статей педагога и мамы пятерых детей. Согласитесь, весомо. Опыт реальный. Все то, что она пишет испробовано на себе. Статья мне понравилась тем, что в ней есть восстановительный подход. Рассказано о том, как решать конфликты в семье. Да и о многом другом.


Оригинал статьи здесь

https://zen.yandex.ru/media/schoolattestation/sovet-pedagoga-nauchite-detei-otstaivat-svoe-mnenie-pered-vzroslymi-60312715bd729c71d12c92bf

Когда речь заходит о личности, всегда подразумевается вопрос отстаивания своих интересов и мнения. У каждого это происходит по-своему, но избежать, как я считаю, этого нельзя.

Принято считать, что пик этого процесса приходится на подростковый возраст, я же считаю, что научить ребёнка отстаивать своё мнение перед родителями и другими взрослыми стоит как можно раньше. Почему? Потому как к подростковому возрасту дети формируют максимальное количество навыков общения, понимают рычаги давления и банальной манипуляции — в общем, познают, как правило, все виды непродуктивных переговоров.

В раннем детстве это выливается в капризы, слезы и обиды, в дальнейшем в скандалы и хлопки дверью. Если родители склонны потакать таким выпадам, то этот механизм воздействия закрепляется как рабочий, и дальше ребёнок будет отстаивать себя именно в таком ключе: если я вам не нравлюсь, я на вас обижусь и буду молча дуться или закачу истерику, и вы сделаете по-моему.

Я всегда хотела большую семью и была заинтересована в том, чтобы со временем дети стали мне друзьями, поэтому надо было придумать для решения конфликтов что-то более действенное.

Пока девочки были маленькими, мы создали правила для общения, чтобы сразу прояснять ситуации, а не откладывать недопонимания и обиды в долгий ящик.

1. Договорились писать список (я записывала поначалу за детей) из самых желанных вещей.

Все близкие знали о нём, это позволяло не гадать над подарками для детей на праздники и давало возможность порадовать их, отмечая успехи в учёбе или домашних делах. Я думаю, это было одним из оснований для того, что дети ничего у меня не просили в магазинах или как-то ещё.

2. Если тебе непонятно что-то в поведении взрослых, спроси.


Рассказывайте детям, почему вы себя ведёте так или иначе

3. Если считаешь, что тебя поругали необоснованно, выскажи своё мнение, а потом расскажи, как бы ты действовал на месте родителя.

У нас была ситуация, когда Алиса обиделась на то, что её поругали за опоздание домой на два часа. Ведь она делала уроки с подружками, просто забыв сказать об этом семье. В тот момент телефонов у детей не было, и мы пошли искать её в школе, после чего стали обзванивать домашние телефоны друзей.
После того, как мы сели обсуждать её поведение, я предложила ей представить, что она на моём месте, и её ребёнок не вернулся вечером из школы. Попросила её рассказать, чтобы она делала и как себя чувствовала. Вначале Алиса сказала, что не стала бы наводить панику и просто бы подождала, но спустя какое-то время она пришла ко мне и извинилась. Это был наш первый подобный разбор, дочь училась тогда в первом классе.

4. Если тебя обидел кто-то из домашних поведением или словом, подойди и узнай, почему человек так сделал/сказал. После чего объясни, почему тебя это задело.

Это был один из пунктов, который повлиял на то, что дети почти не ссорились между собой, а если и ругались, то быстро понимали, что вся причина в недопонимании. Было несколько случаев, когда они делали друг другу на зло, но это скорее исключения.

5. Уважай личное время и место каждого из членов семьи.

В основном, это сводилось к тому, чтобы дети не трогали без разрешения вещи друг друга и игрушки, что позволяло каждому простроить свой личный мир и знать, что его в его отсутствие не потревожат. В дальнейшем такое правило позволило сохранить границы каждого из членов семьи и нивелировать сотни конфликтов.

6. Если двое из членов семьи выясняют отношения, не влезай без приглашения в беседу.

Совет педагога: научите детей отстаивать своё мнение перед взрослыми

Мы приняли решение, что темы для споров/конфликтов делились на межличностные, которые решали два члена семьи между собой сами, и те, когда конфликт длился продолжительное время. Если двое не могли выровнять ситуацию, найдя решение, то созывался семейный совет, где уже семья выслушивала обе стороны и выносила решения об упразднении разногласий.


Сначала было довольно проблематично ввести такой формат, как постоянный способ решения проблем общения, но через какое-то время мы и представить не могли, как жили до этого.

7. Умей извиняться и объяснять, за что ты извинился и почему.

Мне не нравилось, когда дети по просьбе родителей говорили простое "извини", и продолжали друг на друга обижаться. Я всегда просила сказать, за что именно извиняешься и почему решил это сделать. Сама я тоже извинялась перед детьми по серьёзным причинам, и даже если повод был незначительный. Потому как, если требовать от кого-то соблюдения правил, но при этом самому не следовать им, такая система рухнет очень быстро.


8. Правило для меня: не давить на детей в конфликтных ситуациях авторитетом без объяснения.

Фразы «потому, что я старше», «потому что я — ваша мама» или просто «потому что я так сказала» я старалась полностью убрать из речи, и как можно чаще объяснять, почему я себя так веду, что чувствую, что меня расстраивает, а что радует.

Я искренне считала и считаю, что большинство проблем можно решить переговорами. Плюс это хороший урок для детей и упразднение манипулятивных приёмов с их стороны. Дети учатся понимать причины поведения других людей, а не впадать в приступы истерики, настаивая лишь на своём мнении.

Автор: Евгения Арестова, педагог и создатель авторских курсов личностного роста, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер , мама пятерых детей. Пятая дочь невербальный аутист . Трое детей отучились на СО (СЕМЕЙНОМ ОБУЧЕНИИ) и закончили вузы, четвёртый сын учится на СО.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Служба примирения. Восстановительный подход

Эмоциональный интеллект: распознавание, использование, понимание и управление

Возрастные особенности детей и подростков