Служба примирения. Восстановительный подход

Многие из нас боятся конфликтных ситуаций. Почему?

Потому что мы думаем, что любое противостояние должно закончиться проигрышем одной из сторон. 

Однако в большинстве случаев могут проиграть все. И выиграть все. Потому что многое зависит от управления конфликтом. 

При этом мы можем постоянно обвинять других в возникновении ссор, конфликтов и противостояний. Однако очень часто такой подход работает плохо. Это больно обеим сторонам. Потому что летят обвиняющие слова, неприятные оскорбления, порой может дойти до физического контакта. И все это потом может привести к нарушению закона.

Именно поэтому так важно понимать причины своих поступков, изучать свои эмоции, чувства, стратегию поведения. Когда ты принимаешь и понимаешь себя, тебе проще понять и другого человека.

Решать конфликты помогает восстановительных подход. Именно он лежит в основе работы Службы примирения в Тавдинском техникуме и помогает в разрешении конфликтов, профилактике правонарушений и деструктивного поведения несовершеннолетних.

Модель школьных и территориальных служб примирения разработана в России[1] и опирается на традиционные практики примирения и урегулирования конфликтов в сообществе. Практика школьных и территориальных служб  примирения  основывается  на  концепции восстановительного правосудия  и реализуется в форме восстановительных программ: «программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «круг сообщества», «семейный совет» («семейная конференция»), «профилактическая восстановительная программа», «школьная конференция» и другие. В восстановительных программах стороны конфликта (включая родных и близких несовершеннолетних участников конфликта) в ходе  переговоров с помощью нейтральной третьей стороны (ведущего восстановительных программ) разрешают конфликт, находят лучшее для всех участников решение и принимают на себя ответственность за его реализацию без внешнего принуждения.


[1] Модели  школьных служб примирения и территориальных служб примирения разработаны Межрегиональным общественным центром «Судебно-правовая реформа».

Важнейшими в восстановительном подходе являются понятия вреда (в том числе обиды) и ответственности. Вред в восстановительном подходе – это деяние одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб, что-либо было нарушено или разрушено (в том числе отношения) и воспринимается другим как несправедливость. Причинение вреда ведет к появлению негативных последствий  для пострадавшего: материальных, физических, вред в форме разрушившихся отношений и т.д. Вред – понятие субъективное, определяется пострадавшим (жертвой). Потому исправление причиненного жертве вреда в восстановительном подходе не является наказанием для человека, причинившего вред, оно является восстановлением справедливости и мира в сообществе. Ответственность  в  восстановительном   подходе   понимается   как обязательство по   заглаживанию   вреда,   то есть исправление негативных последствий случившегося для затронутых ситуацией людей.                              

При заглаживании вреда большое значение имеют раскаяние и прощение. Таким образом, понятие справедливости  в восстановительном подходе связано   с   заглаживанием  причиненного  вреда,  и в  этом  его  отличие  от  принятых    в уголовном правосудии представлений о справедливости как наказании нарушителя.

Организовать процесс встречи двух сторон, между которыми возник конфликт, помогает медиатор. Именно он общается с обеими сторонами, включая преподавателей, родителей (если это необходимо). Чтобы найти ту поддерживающую среду, которая будет помогать конфликтующим советом, действиями, добрым словом.

Принципы восстановительного подхода  к урегулированию конфликтов и реагированию на правонарушения несовершеннолетних:

·      Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия конфликта или криминальной ситуации для себя, своих близких и для второй стороны, прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения.

·      Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого обидчика (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе).

·   Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его родных.

·     Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.

·        Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения. Предотвращение «навешивания ярлыков» на участников конфликта или правонарушения.

·  Восстановление у участников ситуации с помощью уважаемых ими людей ценностных установок (ориентиров) мирного проживания в сообществе. Поддержка со стороны родных и близких позитивных изменений у сторон конфликта, а также самоконтроля                 у несовершеннолетних при выполнении договора. Восстановление конструктивной родительской позиции по отношению к проступку несовершеннолетнего.

 Принципы организации процесса  восстановительных программ:

Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе как до ее начала, так и в ходе самой программы.

Информированность сторонВедущий восстановительных программ обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях их участия или неучастия в программе.

 Нейтральность ведущего восстановительных программ. Ведущий восстановительных программ в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.

Конфиденциальность в восстановительных программах. Ведущий программ и служба примирения сохраняет конфиденциальность происходящего в ходе восстановительной программы и предупреждает о важности сохранения конфиденциальности участников. Ведущий восстановительной программы может передать согласованную со сторонами информацию о ее результатах в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации). 

Ответственность сторон и ведущего.  Ведущий восстановительных программ отвечает за безопасность участников на совместной встрече в восстановительной программе, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

 Чтобы использовать ресурсы восстановительного подхода вы можете обращаться в Службу примирения ТТЕ к его специалистам. Например, в кабинет педагога-психолога. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Эмоциональный интеллект: распознавание, использование, понимание и управление

Возрастные особенности детей и подростков